Кинг сайз

На рынке одежды больших размеров идет чуть ли не настоящая война — производители сражаются друг с другом и с покупателем. Конкуренция — это понятно, на каком рынке ее нет? Но совершенно неясно, почему швейники так не любят большого клиента. «Бизнес-журнал» решил разобраться в проблемах игроков рынка одежды нестандартных размеров.

Как известно, основная задача швейной промышленности — обеспечение населения одеждой. Желательно, одеждой высокого качества. А важнейшим показателем качества вещи является ее соответствие размерам и форме тела потребителя. Особенно крупного потребителя! Но еще лет 10–15 назад огромный рынок одежды больших размеров был совершенно пуст. Почему огромный? А вы вспомните всех своих знакомых женщин, в том числе бабушкиных приятельниц, маминых коллег и соседок по подъезду: многие ли из них обладают модельными параметрами?

Почувствовав ненасыщенность рынка женской одежды больших размеров, производственные компании — и те, что с опытом, и вновь создаваемые — бросились осваивать эту нишу. Тем не менее, в России первая одежда для толстушек под маркой «Зарина Plus», специально подогнанная под разные типы фигур, появилась лишь пять лет назад благодаря усилиям «Первомайской зари» из Санкт-Петербурга. Причем эта компания не специализируется именно на «королевских» размерах, а шьет одежду и на худых, и на полных. Прочие крупные игроки пришли на этот рынок также совершенно разными путями.

— На больших размерах мы стали специализироваться в начале 90-х. У нас не было никакой «уникальной бизнес-идеи», просто в то время производили все, что казалось продаваемым. Однако с течением времени мы заметили, что спрос на продукцию нашей компании более активен именно в сегменте больших размеров. Да и оптовики давали понять, что, по отзывам покупателей, именно это у нас получается лучше всего. Спасибо нашей доброй фее — талантливому главному конструктору. Успех состоялся именно потому, что ей удалось «посадить» элегантный костюм на нестандартную фигуру россиянки. Так сформировался наш фирменный стиль — «нарядная классика». Создание одежды больших размеров сродни искусству. Нужно чувствовать фигуру, представлять себе, как «сядет» изделие, как оно будет вести себя во время телодвижений, не будет ли стеснять своего обладателя. А когда стало ясно, что все получается, — было принято решение сконцентрироваться именно на размерах от 50-го и выше, — говорит Александр Бугаец, коммерческий директор ООО «Интикома».

По словам генерального директора и художественного руководителя компании «ЕВА» Елены Афониной, работать с разными размерами приходилось постоянно. Однако спрос на продукцию больших размеров был особенно велик. «Даже при ежегодном удвоении объемов выпуска спрос превышал все наши возможности, тогда как ситуация с регулярными размерами менялась к лучшему довольно медленно. Разрабатывать принципиально отличающиеся по «ментальности» и стилистике коллекции на разные размерные группы было очень тяжело. В итоге мы выбрали более перспективное для развития бизнеса направление — большие размеры» — рассказывает Елена Афонина.

И вроде как одежда для крупных людей появилась. Вот только по оценкам Елены Каталаевой, руководителя торгового отдела компании «Лешар», несмотря на постоянное расширение предложения и рост числа предприятий, специализирующихся на больших размерах, дефицит моделей в сегменте king size до сих пор не преодолен: «Все дело в том, что лишь немногие производители делают одежду по-настоящему модную, комфортную и современную».

Подвиньтесь, нам тесно!

— Очень сложно оценить рынок одежды больших размеров. Все производители стараются внутри сегмента искать свою нишу: кто-то специализируется на довольно дорогих изделиях из натуральных тканей, а кто-то — на низкокачественной, но зато дешевой одежде из синтетических материалов. Никто не публикует свои обороты, а ведь есть еще полулегальный Китай и никем не контролируемая Белоруссия, которые очень сильны в швейном бизнесе. Объем рынка одежды больших размеров (без обуви) я очень приблизительно оцениваю в сумму до полумиллиарда долларов, — поясняет ситуацию Александр Бугаец («Интикома»).

Что же касается динамики, то здесь мнения экспертов расходятся. Елена Самохина, модельер-конструктор ООО «Серебряная нить Лтд», уверена, что спрос на женскую одежду больших размеров в России только растет и заметно превышает предложение, тогда как Александр Бугаец считает уровень предложения в этом сегменте вполне достаточным: рынок устоялся, новые производители уже практически не появляются.

— Выйти на рынок одежды больших размеров достаточно непросто, хотя по сравнению с другими бизнесами «входной билет» здесь не очень дорогой. Еще лет пять назад новые имена производителей появлялись чуть ли не каждый месяц, но, столкнувшись со всеми специфичными проблемами нашего бизнеса, они быстро пропадали, — вспоминает Александр Бугаец. — Спрос в этом сегменте очень капризен. Он не падает и не растет — скорее, идет постоянное смещение. Заметно повышаются требования покупателей к качеству изделий и тканей, из которых они изготовлены. Люди стали значительно грамотнее тратить свои деньги и готовы заплатить дороже, но только в том случае, если это будет более качественная и более модная одежда.

— Нынешний рынок женской одежды больших размеров можно назвать и быстрорастущим, и развивающимся, — полагает Мария Евдокимова, коммерческий директор компании Shalle. — Ощущается довольно жесткая конкуренция, которая обостряется с каждым годом. При этом спрос на одежду больших размеров, на мой взгляд, остается на среднем уровне, его резкого роста или падения давно не наблюдается.

Елена Афонина («ЕВА») уточняет: «В эконом-классе этот сегмент рынка, на мой взгляд, близок к насыщению благодаря потоку дешевых товаров из Турции, Польши, Китая. Коллекции одежды «big size» из Италии и Германии снизили дефицит в премиум-классе. А одежда, например, нашей компании под торговой маркой «EVA collection» предназначена в основном для среднего класса. И в этой ценовой нише мы, тем не менее, вынуждены конкурировать с некоторыми немецкими марками. Отличаемся, правда, по стилистическому предложению и по так называемой «ментальности», так как продукция разрабатывается нами специально для российских женщин».

Производитель тоже плачет

— Главная проблема швейного бизнеса характерна не только для сегмента больших размеров, а для всей отрасли — это неконтролируемый черный, серый и прочих цветов радуги импорт. Особенно в этом преуспели Китай и Белоруссия, — поясняет Александр Бугаец («Интикома»). — Уровень жизни в России пусть медленно, но растет. Вместе с ним растут зарплаты конструкторов, закройщиков, швей и других специалистов, что напрямую отражается на себестоимости изделий. А стоимость труда составляет примерно треть себестоимости хорошей качественной одежды! Какая ситуация с оплатой труда в вышеупомянутых странах, мне неизвестно, но все же предполагаю, что белорусские и китайские производители находятся в заведомо более выгодных условиях. И если российское правительство ревностно оберегает спокойствие добывающих предприятий, то о проблемах швейной отрасли оно абсолютно не задумывается. Выживаем как можем, самостоятельно!

Жесткими условия для производства одежды делает и общий рост стоимости ведения бизнеса, особенно в Москве и других больших городах. «Заданный темп роста цен на все вокруг швейной промышленности потянуть сложно, — сокрушается Александр Бугаец. — Цены на аренду, бензин, ткани поднимаются чуть ли не каждый день».

Естественно, стоимость одежды возрастает, и многих покупательниц отпугивают совсем не низкие цены. Но Елена Каталаева («Лешар») уверена, что вкус наших женщин испорчен рынками, которые завалены дешевой некачественной продукцией. В результате женщины, привыкшие покупать одежду размеров выше 50-го исключительно на рынке, «магазинные» цены отечественных производителей считают очень высокими.

Из специфических проблем рынка одежды больших размеров Александр Бугаец («Интикома») выделяет задачу подбора ткани. «Как бы красиво ни выглядел костюм 44-го размера, но 60-й размер из той же ткани может смотреться совсем по-другому, и далеко не всегда хуже! Мы сотрудничаем практически со всеми ведущими поставщиками материалов из многих стран мира и каждую неделю отслеживаем появление новых тканей. Чтобы быть конкурентоспособными и «держать марку», наша компания заказывает ткани напрямую у производителей, хотя это сопряжено с некоторыми проблемами, ведь от размещения заказа до поставки ткани к нам проходит около трех месяцев».

— У нас в стране практически не выпускают качественные ткани и особенно фурнитуру, — констатирует Елена Каталаева. — Ткань приходится закупать за границей, а так как ее расход на вещи 64-го и, например, 48-го размера несравним, естественно, стоимость изделия существенно возрастает.

Проектировать и шить одежду больших размеров действительно сложнее, чем регулярных. Стандартные фигуры одинаковы, а крупные сильно различаются, так как каждый человек полнеет по-своему. «Чтобы удовлетворить спрос большинства, приходится делать сложные конструкции, в которых женщина почувствовала бы себя комфортно. Раньше в коллекциях для полных дам традиционно предлагались одни балахоны, да еще и черного цвета. Сейчас женщины смотрят на своих более стройных подруг и понимают, что если вещь хорошо сшита, то они могут себе позволить такую же «по фигуре». И задача конструктора — продумать модель так, чтобы она прилегала, но не обтягивала», — говорит Елена Каталаева («Лешар»). А специалисты компании «Серебряная нить Лтд», по словам модельера-конструктора Елены Самохиной, для оптимальной посадки моделей на любой тип фигуры используют систему автоматизированного проектирования одежды.

Но это лишь одна точка зрения. Покупатель же предлагаемыми ему моделями не всегда доволен. И на это есть вполне объективные причины.

— В женской одежде больших размеров по совершенно непонятной причине вообще не подчеркивается женственность. Это не платья и костюмы, а какие-то мешки мрачных расцветок! Проблема, я думаю, в том, что производителю кажется, что нужно как можно больше скрыть в полной фигуре, — говорит Марина, обладательница пышных форм 58-го размера. — А таким женщинам, как я, надо подчеркивать декольте, открывать шею, подчеркивать талию. Поверьте, она у нас есть, хоть и не 60 сантиметров! Полная дама, точно так же, как и стройная, может выглядеть совершенно шикарно в качественной, хорошо подобранной одежде. А мешки и худым не к лицу!

В чем же причина того, что производитель не видит даже столь незамысловатых потребностей покупателя? Или не хочет видеть?

— Да многих вещей больших размеров просто нет! Непонятно, в чем мы должны ходить. Хоть один производитель об этом задумывается? Например, вообще не было красивой домашней одежды, пока мы не стали просить шить ее для нас на заказ, — рассказывает Ольга Халтурина, хозяйка ООО «Bbwshop.ru». — Нет, конечно, у нас шьют ночные рубашки в цветочек бледных расцветок и байковые халаты. Лет 50 уже шьют одно и то же! Но для кого она, такая одежда? В ней в доме престарелых лежать стыдно! Мне не нужны эти халаты — я их ненавижу, мне нравятся красивые цветные футболки и брюки. Но я ездила на фабрики, спрашивала яркую домашнюю одежду больших размеров, а мне смеялись в лицо и спрашивали, кому такое нужно. Да мне нужно, и многим другим женщинам тоже нужно!

Юрий Авинов, директор самарской сети магазинов «Любимый размер», считает, что существует большая опасность ошибки при выборе big size —моделей. «Занимаясь большой одеждой, я понял справедливость поговорки «На вкус и цвет товарища нет». Иногда вещь нравится и модельерам, и менеджерам, и мне, и продавцам, а покупатель ее просто игнорирует! Но бывает и наоборот: первыми продаются модели, на успех которых вообще не рассчитываешь. И только выработавшаяся с годами интуиция помогает мне избегать появления в магазине склада никому не нужной одежды».

Впрочем, здесь возникает еще одна проблема. Одежда больших размеров в нашей стране продается не в обычных магазинах, как это происходит во всем цивилизованном мире, а в специализированных. Называются они обычно как-нибудь оскорбительно для толстушек: «Богатырь», «Три толстяка», «ЛедиМакси» или что-нибудь в этом роде — в зависимости от чувства такта и фантазии владельца магазина.

— На мой взгляд, отдельные магазины одежды больших размеров — это неправильно. Я хочу пойти в соседний универмаг и купить себе брюки. А вместо этого мне нужно ехать на другой конец Москвы в какие-нибудь «Три толстяка» и искать их там. Полные люди выделены у нас в какую-то резервацию! Вот поправилась женщина внезапно, набрала 10 килограммов лишнего веса — и сразу попадает в какую-то секту. Это не нормально! — возмущенно заявила нам покупательница, встреченная на пороге магазина большой одежды. — И, в конце концов, почему такие названия? Я не богатырь и не толстяк, я красивая женщина с формами!

Ситуацию поясняет Ольга Халтурина: «Продавцы говорят, что ассортимент магазинов, заканчивающийся 48-м размером, таков потому, что на большие размеры «нет спроса». А его и не будет до тех пор, пока там не появится такая одежда! Какой смысл спрашивать в магазине то, чего по определению нет? А я ведь знаю, что нет! Я с детства вынуждена была покупать одежду на рынках, так как в магазинах просто нет вещей нужного мне размера. Это какой-то заколдованный круг! Промышленность такого не делает, потому что продавцы не покупают. Продавцы не покупают, так как покупатели не спрашивают. А покупатель перестал спрашивать после того, как в каком-нибудь торговом центре ему прямо заявили, что «на таких наша промышленность не шьет».

Юрий Авинов («Любимый размер») пришел в этот бизнес как раз по таким «семейным обстоятельствам»:

— У одной из моих родственниц была, что называется, нестандартная фигура. Проблема с одеждой решалась только через портних и ателье. Индивидуальный пошив требовал очень много времени на примерки, а кроме того, расходы на него расшатывали семейный бюджет. Наблюдая годами за такой проблемой, я понял, что на этом можно построить самый настоящий бизнес, ведь такие же трудности есть у многих женщин и мужчин. Ну и открыл магазин большой одежды, через год — второй, а сейчас уже подумываю о третьем.

Худой конструктор — еще не газель

Специалисты практически всех ведущих компаний-производителей одежды больших размеров заявили «Бизнес-журналу» о том, что с огромным трудом находят моделей, готовых демонстрировать их товар. В России, в отличие от всего остального мира, просто нет агентств моделей plus size, да и профессиональных манекенщиц таких стандартов тоже можно пересчитать буквально по пальцам. В итоге производители ищут манекенщиц среди знакомых, актрис — в общем, выкручиваются как могут.

Но проблема еще и в том, что компаниям подходит на роль модели далеко не всякая полная женщина. Мол, на даме 64-го размера костюм, даже специально сконструированный на крупную фигуру, не будет смотреться так красиво, как на минимальном для big size 52-м размере. «Нам нужно, чтобы женщина, глядя на нашу манекенщицу, хотела быть такой же! — объяснил сотрудник одной из компаний-производителей. — А кто же хочет быть 64-го размера? Поэтому мы искали модель с пропорциональной фигурой и не больше 52–54-го размера».

— Они стесняются своих клиентов, понимаете? И до тех пор, пока они этого не поймут, ничего в этом бизнесе не изменится! Где это видано: производитель не хочет смотреть на того, для кого шьет! — возмущается Ольга Халтурина («Bbwshop.ru»). — А посмотрите, что они шьют! Зачем на платье 74-го размера сбоку пришивать какие-то завязки? Я в дверь прохожу и боком задеваю. Есть же простые вещи, простые правила: нельзя делать широкую белую полосу на больших бедрах, нельзя на животе 70-го размера пришивать бисер, потому что я его оботру о стол. Но женщина, у которой нет таких проблем, вряд ли сможет это понять. У конструктора может быть любое, самое лучшее профессиональное образование, но если она сама носит 46-й размер, она никогда не разработает удобную модель 76-го — там другая физика. При конструировании вещей больших размеров не просто берутся стандартные лекала и элементарно увеличиваются, а все вообще кроится по-другому.

То, какой в итоге получится коллекция одежды, прямо зависит от модельера-конструктора. Однако, как отмечает Елена Каталаева («Лешар»), не так уж важно, какой комплекции сам модельер. «Как и в любом другом деле, все зависит от человека. Порой одну вещь разрабатывают совместно худенькая девочка и дама, так сказать, «в теле», а в итоге получается очень интересный «микс», так как они смотрят на женщину с совершенно разных углов зрения! Разумное комфортное предложение «большого» дизайнера и интересная смелая идея худенького. Такое тоже практикуем, поэтому и модели — разнообразные и интересные».

Интриги рынка

На рынке одежды больших размеров, впрочем, как и в других бизнесах, свои подводные камни и свои интриги. Например, нередко разработки дизайнеров, специализирующихся на одежде больших размеров, запросто воруют специалисты других компаний. Конкуренция в этом сегменте, как мы уже отмечали, довольно жесткая, вот и выживают такими нечестными способами. В общем, все, как на любом рынке — одежды, обуви, мебели, чего угодно!

— Недобросовестная политика фирм-последователей, стремящихся к нечестной конкуренции, — наглый, ничем не прикрытый плагиат. Межотраслевая выставка-ярмарка товаров легкой промышленности на ВВЦ для нас каждый сезон становится подтверждением этого факта, — рассказывает Елена Афонина (компания «ЕВА»). — Едва ли не на половине стендов российских производителей одежды больших размеров мы видим копии моделей из коллекций «EVA collection» прошлых сезонов. Конечно, пытаемся защититься! Сейчас мы разрабатываем ряд специальных мероприятий. Например, готовим предложение от Ассоциации предпринимателей индустрии моды (АПРИМ), одним из учредителей которой является компания «ЕВА», к Торгово-промышленной палате России о защите авторских прав в индустрии моды. Сегодня авторское право в этой области является наименее защищенным.

Автор: Алена Тулякова

Источник: http://www.business-magazine.ru/markets/manufacturing/pub275998/page/all/

Присоединяйтесь к 11000 швейников!
Получайте 2 раза в неделю лучшие статьи и видео по швейному бизнесу на свой емейл!

НЕ УПУСТИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ ДОБРОЕ ДЕЛО: НАЖМИТЕ НА КНОПКУ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В КОТОРОЙ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ ТОЖЕ ПОЛУЧИЛИ ПОЛЬЗУ ОТ ЭТОГО МАТЕРИАЛА.

Комментирование ВКонтакте:

Комментирование Facebook

0 Комментарии “Кинг сайз

Добавить комментарий